Системы рулевого управления на основе рулевого редуктора, разработанные ещё в середине прошлого века, продолжают оставаться неотъемлемой частью современных грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, да и некоторых легковых автомобилей, то есть, широко применяются в тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к надежности и долговечности узлов и деталей рулевого управления.
При вращении рулевого колеса именно благодаря рулевому редуктору усилие передается на колесную пару, заставляя колеса повернуть в нужном направлении, что позволяет водителю без особых физических напряжений управлять многотонным транспортным средством.
Поскольку рулевой редуктор является частью системы рулевого управления, то от его исправности зависит исправность и других узлов и деталей.
Следует всегда помнить, что исправность рулевого управления является ключевым элементом в обеспечении безопасного вождения автомобиля, а его неисправность чревата самыми печальными последствиями. Именно поэтому к ремонту рулевого редуктора необходимо подходить с особым вниманием.
Конструкция любого рулевого редуктора состоит из чугунного или стального корпуса, в котором размещены остальные его узлы и детали – валы, подшипники, элементы зубчатой передачи и т.д.
По типу расположения валов различают вертикальные и горизонтальные редукторы, по типу зубчатых колес – цилиндрические, конические, цилиндроконические, по типу передачи – зубчатые и червячные, по количеству степеней – одноступенчатые, двуступенчатые и т.д. Кроме того, по кинематической схеме различают рулевые редукторы, выполненные по развернутой соосной схеме либо по схеме раздвоенной ступни.
К сожалению, вечных механизмов не бывает. Наиболее частыми причинами появления неисправностей в рулевом редукторе являются следующие.
- Влияние окружающей среды. Грязь, песок, проникающие в места контакта вала с его уплотнениями, воздействуют на них, подобно абразиву, а влага и дорожные реагенты приводят к коррозии поверхностей валов, что в совокупности приводит к истиранию резино-технических изделий (сальников, уплотнителей) и появлению течи жидкости гидроусилителя.
- Нарушение правил эксплуатации техники, например, перегруз грузового транспортного средства, в результате чего при управлении автомобилем могут возникнуть запредельные нагрузки на детали рулевого редуктора, что может привести к повреждению шлицов вала или даже поломке (срезу) вала сошки.
- Ремонт рулевого редуктора неквалифицированным персоналом, без специального оборудования и инструмента, что зачастую приводит к поломке редуктора ещё на этапе его разборки, а нередко и сборки.
Характерные признаки, указывающие на неисправности в рулевом редукторе.
- Значительный люфт руля проявляется при износе зубчатого вала, шариков червячной пары, подшипников.
- Скрежет, стук, отдача в руль, вибрации свидетельствуют об износе упорных подшипников редуктора.
- Следы течи жидкости ГУР указывают на истончение, рассыхание сальников, уплотнителей.
- Тугой руль обычно становится таким в результате как внешних, так и внутренних утечек масла, циркулирующего внутри узлов рулевого редуктора.
- Неравномерное усилие на руле, заедание руля может происходить при деформации вала, износе подшипников.
Для качественного ремонта рулевого редуктора необходима качественная первичная диагностика всех его частей и узлов. После разборки агрегата производится мойка, пескоструйная или дробеструйная очистка деталей. Качественный ремонт подразумевает замену всех сальников и уплотнителей, при необходимости производится шлифовка валов. Работы по сборке и настройке рулевого редуктора производятся на специализированном стенде.
На отремонтированные рулевые редукторы дается гарантия от 6 месяцев.